Дополнительное образование в школе предполагает расширение воспитательного и образовательного процесса, так как включает учащегося в многогранную интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самореализации.
 В основе системы дополнительного образования МБОУ «Херсоновская ООШ»  лежат следующие принципы:
 - Свободный выбор ребенком видов и направлений деятельности;
- Ориентация на личностные интересы, потребности и способности ребенка;
- Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка; 
- Единство обучения, воспитания, развития ;
- Деятельностная основа образовательного процесса 
 Организация дополнительного образования в школе направлена на решение следующих задач:
 - Создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей;
 - Укрепление и сохранение здоровья учащихся;
 - Личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение школьников - Формирование общей культуры; 
- Воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, природе.
Главные задачи   учебно-воспитательной работы:
- отслеживание, предупреждение и анализ нарушения учебной дисциплины, режимных моментов и основных норм поведения учащихся;
- создание банка данных «трудных» детей и детей из семей «группы риска», детей с девиантным поведением;
- систематический контроль посещаемости и успеваемости учащихся.
Достижения успеха в процессе воспитания детей проводилось в школе  только при условии объединения усилий семьи и школы, взаимодействия родителей и педагогов, классных руководителей и социальной службы.

В МБОУ «Херсоновская ООШ»  были разработаны программы по внеурочной деятельности учителями начальных классов.
1. «АБВГДейка» - группа кратковременного пребывания. (Акмурзина Н.Т.)
2. «Наглядная геометрия»-1, 3, 4кл. (Акмурзина Н.Т.)
3. «ОДНК» -5 кл. (Аленева Г. Н.)

В течение года обеспечивается максимальный охват детей образовательными программами дополнительного образования ( стопроцентное посещение их учащимися).

Реализация приоритетных направлений воспитания и системы дополнительного образования  в МБОУ  «Херсоновская ООШ»

В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания; формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Именно это должно снизить показатель детской преступность, беспризорности, наркомании, приостановить снижение общей культуры молодежи.
Вся воспитательная работа школы строится с учетом требований и рекомендаций государственных нормативных документов области воспитания и направлена на развитие личности учащегося при использовании технологий развивающего обучения и воспитания.
Цели построения воспитательной системы проектируются на двух уровнях:
-    развитие личности и коллектива;
-    организационно-практическом, предполагающем создание духовных и материальных ценностей.
Основным методом проектирования воспитательной системы выступает личностно-ориентированный подход, ключевой единицей которого является ориентационное поле школы.
Основная цель выстраиваемой системы - формирование и развитие творческой личности, обладающей навыками современного научного мышления, основанного на глубоких знаний и твердой гражданской позиции, способной к самореализации в условиях современного общества.
Для достижения этой цели администрация  и коллектив школы ставят перед собой следующие задачи:
-    создание комфортных условий обучения и воспитания за счет использования современных технологий обучения и воспитания, методики КТД (коллективно-творческих дел) для раскрытия творческого потенциала, развития личности и оздоровления учащихся;
-    формирование единого воспитательного пространства, согласно концепции воспитательной работы школы;
-    повышение роли ученического самоуправления в планировании и организации жизнедеятельности учащихся;
-    приобщение родителей, воспитателей и воспитанников к освоению ценностей, способствующих развитию человека и школы;
-    развитие научных, методических и иных контактов с ВУЗами и инновационными  образовательными учреждениями для обеспечения конкурентноспособности лицеистов в дальнейшем обучении.
В основу воспитательной системы положены общечеловеческие ценности:
-    Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина;

-    Семья – естественная среда развития ребенка;

-    Земля – место обитания людей и живой природы;

-    Труд – основа человеческого бытия;

-    Знания – результат творческого труда;

-    Мир – покой и согласие между людьми;

-     Человек – абсолютная ценность, цель, средство и результат воспитания;

-    Культура – великое богатство, накопленное человечеством.
В принципе, наша воспитательная цель созвучна всему этому:
«Работа над формированием общечеловеческих ценностей, воспитание жизнеспособной личности со сформированной жизненной позицией» 
Направления:
- Нравственно-правовое, 
- Художественно-эстетическое,
 - Трудовое, 
-Спортивно-оздоровительное, 
-Гражданско-патриотическое.
- Милосердие
 По таким направлениям планируется общешкольная работа, работа классных руководителей с классами. Планирование продуманно благодаря работе МО классных руководителей. Основная форма общешкольной работы — КТД.
Одна из распространенных форм работы - КТД. На хорошем уровне были организованы и проведены следующие  мероприятия:
День знаний.
День учителя.
Новогоднее представление.
8 марта.
23 февраля.
В рамках плана мероприятий по профилактике негативных явлений в школьной среде возрос интерес школьников к ЗОЖ, к правовым знаниям. Этому способствовали и уроки обществознания.
 Воспитательная работа не могла быть полноценной без системы дополнительного образования. 
Реализация программы основных направлений воспитательной работы школы осуществляется  одновременно по всем возрастным группам с учетом их особенностей (физических, интеллектуальных, психологических).