Правовое просвещение участников образовательного процесса

Под правовым просвещением зачастую понимается особая деятельность по распространению знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации. Но к правовому просвещению следует относить и деятельность по формированию и повышению правового сознания, правовой культуры, умений в реализации прав и свобод.

Такое понимание представлено в документе «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. 28.04.2011 № Пр-1168), утвержденном Президентом РФ. Основными целями государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан являются:

1) формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;

2) повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности;

3) создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;

4) внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.

Таким образом, под содержанием правового просвещения понимается часть социального опыта в области правовой культуры и выделяется следующие ее составляющие: правовая грамотность, правовое мышление и правовая умелость.

Правовая грамотность: знакомство с сущностью понятий (закон, конституция, законодательство, нормативный акт, норма права, право); законодательными документами по социальной защите детей международного, федерального и регионального уровней. Развитие правовой грамотности осуществляется в ходе сравнительно-сопоставительного анализа документов.

Правовое мышление и умелость основываются на правовых знаниях и представляют собой умение оценивать замыслы, поступки, поведение людей с точки зрения норм права. Для развития правового мышления предусматривается разбор ситуаций, которые могут иметь место в реальной жизни. В ходе решения данных ситуаций люди учатся подключать правовые знания, проектировать свои действия на действительность, осознавать ценность личности, ее прав, свобод и обязанностей перед собой, обществом и государством, понимать естественную свободу человека и свободу человека в обществе.

Участниками образовательного процесса в системе образования  являются обучающиеся, родители и педагоги.

Правовое просвещение детей особенно актуально в подростковом и юношеском возрасте, когда формируются личностные установки человека, но должно начинаться с  более раннего возраста. Правовое просвещение способствует формированию социальной активности обучающихся, дают возможность правильно ориентироваться в жизни. Знание своих прав дает возможность детям чувствовать себя увереннее, помогает отстаивать свои интересы в образовании и личной жизни.

При участии различных специалистов в ОДОД может быть организована системная деятельность, ориентированная на становление личности обучающегося как сознательного носителя правовой свободы и обязанностей, правопослушного свободного гражданина, творческого соучастника развития демократического гражданского общества. В этом случае деятельность по правовому просвещению обучающихся включает:

- анализ нормативно-правовых документов различного уровня, обеспечивающих реализацию прав и свобод детей,

- систематический поиск путей и механизмов наилучшего обеспечения интересов, прав, свобод детей в образовательной деятельности и устранения всех форм дискриминации,

- разработку и реализацию комплексной программы освоения правовых основ всеми участниками образовательной деятельности,

- создание специальных правоориентированных программ развития детей на базе учебных дисциплин,

- формирование партнерских отношений ОДОД с организациями, осуществляющими деятельность по вопросам правового воспитания детей,

- разработку и реализацию системы мониторинга правовой развитости, воспитанности детей,

- и так далее.

Правовое просвещение родителей нацелено на повышение правовых знаний родителей, ориентированных на обеспечение защиты прав ребенка и обеспечение его безопасности. Деятельность по правовому просвещению родителей учащихся может быть предполагать:

- формирование у родителей учащихся навыков самодисциплины, культуры поведения, личностных установок, основанных на современных правовых и моральных ценностях общества;

- профилактику социального сиротства и семейного неблагополучия, формирование культуры семейных отношений, актуализацию чувства родительской ответственности перед обществом и государством;

- на освещение актуальных вопросов становления правового пространства России, развитие интереса к вопросам правового образования, определение ими своего отношение к праву как общественной ценности;

- развитие компетенции для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации гражданской позиции, и тому подобное.

Правовое просвещение педагогов направлено на повышение компетентности в области прав ребенка, в частности, в образовании, чтобы не допускать их нарушения в ходе организации педагогического процесса. Деятельность по правовому просвещению педагогов может включать:

- последовательное, осознанное принятие педагогическим коллективом ОДОД идеалов демократического гражданского общества и правового государства,

- активное творческое включение коллектива ОДОД в процесс демократического реформирования образования на основе освоения международных, федеральных, региональных документов о развитии гуманистического образования,

- приведение всей нормативно-правовой базы общественно-административного управления ОДОД в соответствие с демократическими принципами и положениями Конвенции о правах ребёнка,

- систематический поиск путей и механизмов наилучшего обеспечения приоритетности интересов детей в образовательной деятельности и устранения всех форм дискриминации их прав, развитие демократического, диалогического стиля общения и воспитания в ОДОД.

Правовое просвещение в образовательном учреждении - многоаспектная система деятельности, включающая различные формы деятельности:

- пропаганду права с использованием средств массовой информации (журналы, радио, телевидение, интернет),

- издание печатных материалов по юридической проблематике (стенгазеты, информационные листы, брошюры, комментарии законов и правовой практики);

- совместное изучение произведений литературы и искусства, посвященных правовым проблемам - кинофильмов, театральных постановок, романов и повестей российских и зарубежных писателей,

- устная правовая пропаганда – лекции, беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, дискуссии и так далее,

- проведение ролевых и деловых игр, создание проектов, экскурсии в государственные учреждения.

Новый этап развития общества диктует необходимость переоценки и многих традиционных форм правового просвещения. Однако важно сохранить оправдавший себя опыт в этой области, стимулировать его развитие на новом экономическом и политико-правовом фундаменте.

В следующей таблице приведены варианты организации правового просвещения участников образовательного процесса в ОДОД:

 

Участники образовательного процесса

Содержание деятельности

Формы работы

1

Обучающиеся

Знакомство с локальными актами ОДОД (Устав, Правила поведения обучающихся, Правила аттестации т.п.).

Беседы, консультации.

Издание печатных материалов (брошюры, информационные листы, стенгазеты).

Лекции.

Проведение ролевых и деловых игр и т.д.

 

 

Реализация специальных правоориентированных программ развития детей на базе клубов, творческих объединений.

Все формы, предусмотренные общеобразовательной программой, в том числе в рамках сетевого взаимодействия с партнерскими  организациями, осуществляющими деятельность по вопросам правового воспитания детей.

 

 

Организация правового просвещения обучающихся образовательных учреждений поселка, города, района.

 

 

 

Привлечение обучающихся к государственно-общественным формам управления

Деятельность Управляющего совета ОДОД.

2

Родители

Знакомство с локальными актами ОДОД (Устав, Правила поведения обучающихся, Правила аттестации т.п.).

Родительские собрания.

Беседы, консультации.

Издание печатных материалов (брошюры, информационные листы, стенгазеты).

Лекции.

 

 

Привлечение родителей к государственно-общественным формам управления

Деятельность Попечительского совета, Управляющего совета ОДОД, родительского комитета творческого объединения и т.д.

3

Педагоги

Изучение нормативных актов, регламентирующих деятельность в конкретной образовательной организации (Устав, коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка и т.д.).

Самостоятельное изучение.

Посещение курсов повышения квалификации.

Консультации со специалистами.

Педагогические советы.

Учебно-практические семинары.

Деловые игры и т.д.

 

 

Изучение нормативных актов, регламентирующих педагогическую деятельность в целом (федеральных, региональных, муниципальных законов, приказов, распоряжений и т.д.).

 

 

 

Привлечение педагогов к государственно-общественным формам управления

Деятельность педагогического совета, методического совета, аттестационной комиссии, Попечительского совета, Управляющего совета ОДОД и т.д.

 

В завершение отметим, что правовое просвещение, организованное в образовательном учреждении, служит росту общей юридической культуры и образованности педагогов, детей и их родителей, направлено на становление гражданского общества.

 

 

http://www.cipv.ru/ — специализированная страница «Твое право» (http://tvoepravo.cipv.ru/home.php),
http://school-sector.relarn.ru/prava   — программа  «Права и дети в Интернете», 
http://www.ombudsman.gov.ru  — Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в России, 
http://linia.udm.net/ — Детская линия. Правовое просвещение, помощь родителям, детям и специалистам в защите прав ребенка.